Маршрут выходного дня
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и гордости за свой народ
Задачи:
— познакомить с памятником воинской славы «Солдат»;
— воспитывать бережное отношение к историческим памятникам;
— воспитывать чувство гордости за подвиг людей в годы Великой Отечественной войны.
Тип экскурсии (маршрута): пешеходная
Описание маршрута:
Улица Советская. Дом культуры. Памятник воинской славы «Солдат»
Ход экскурсии:
Выходя из дома, напомните ребенку о правилах безопасности жизнедеятельности на дороге, правилах поведения у памятника.
Предложите послушать четверостишие:
Стоит у края, у дороги,
С венком в руке солдат-герой,
Чтобы не знали мы тревоги
И помнили всегда с тобой.
Спросите у ребенка, где видели такого солдата? Расскажите, куда пойдете сегодня.
Идя, расскажите, сто несколько лет назад, летом, 22 июня 1941 года наш народ постигло большое горе – началась Великая Отечественная война, фашистская Германия напала на нашу страну. Все люди встали на защиту своей Родины. Многие не вернулись с той войны – отдали жизнь во имя жизни других людей. Благодаря им, мы сегодня живём под мирным небом.
Остановочная точка. Памятник воинской славы «Солдат».
Обратите внимание ребенка на памятник, рассмотрите скульптуру солдата, постамент к памятнику.
Прочтите стихотворение:
Он склонился низко-низко
У подножья обелиска
И венок расцвёл над ним
Жарким пламенным огнём.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас свою отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память вечную о них
Обратите внимание, что на мраморной плите высечены имена наших земляков, которые отдали жизнь за наше светлое будущее.
Ребенку можно задать вопросы:
— Что такое памятник?
— Кому ставят памятники?
— Как чтят память о погибших воинах? (Возлагают цветы, венки, чтят минутой молчания)
Предложите ребенку возложить цветы, которые вы принесли с собой.
Закончите экскурсию строчками стихотворения:
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили
Тогда, в сорок пятом.
Предложите ребенку сделать фото на память возле памятника.
Придя домой, нарисуйте этот памятник. Составьте рассказ на тему «Солдат, не пришедший с войны». Расскажите другим членам семьи о том, где были.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о героях Великой Отечественной войны, защищавших Родину от фашизма.
Задачи:
— расширить представления у детей старшего дошкольного возраста об историческом прошлом г.п. Краснополье, о значении охраны памятников для подрастающего поколения;
— воспитывать чувство гордости и уважения к солдатам, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны.
Тип экскурсии (маршрута): пешеходная
Описание маршрута:
Улица Советская. Городской сквер. Братская могила.
Ход экскурсии:
По дороге спросите у ребенка:
— Что он знает о войне?
— Как люди сохранили память о Великой Отечественной войне? (Героям Великой Отечественной войны посвящено множество стихотворений, песен, сняты фильмы, созданы музеи).
— Что такое памятник? (Расскажите, что памятник от слов «память», «помнить». Их возводят в честь героев войны).
— Для чего воздвигали памятники?
— Что такое война?
— Нужна ли она на земле?
— Почему нужен мир?
— Как называется день, когда мы празднуем победу над фашистской Германией?
— Как мы отмечаем День Победы?
Остановочная точка. Спросите у ребенка, что такое братская могила?
Обратите внимание на монумент «Братская могила». (Над могилой возвышается стела со звездой, на мраморной плите золотыми буквами высечены имена героев, павших в боях за Родину).
Прочтите стихотворение:
На братских могилах не ставят крестов
И вдовы на них не рыдают,
К ним кто-то приносит букеты цветов
И вечный огонь зажигают.
Здесь раньше вставала земля на дыбы,
А нынче – гранитные плиты,
Здесь нет ни одной персональной судьбы –
Все судьбы в единую слиты.
В.Высоцкий
Уточните, кто похоронен в братской могиле?
Обратите внимание на цветы и венки, возложенные у подножия. (Люди разных возрастов и национальностей идут к братской могиле, чтобы почтить память солдат, отдавших жизнь за мир на земле, возлагают цветы и венки в знак благодарности).
Предложите ребенку тоже возложить цветы, которые принесли с собой, тихо постойте, почтив память погибших воинов.
Расскажите ребенку, что в этой братской могиле среди других солдат лежит Артамонов Иван Владимирович, гвардии майор, погибший при освобождении Краснополья от фашизма в 1943 году.
И сын Артамонова И.В. – Артамонов Валерий Иванович, который живет в городе Светлогорске, посетив могилу отца, посвятил стихотворение отцу, Краснополью, суровым годам войны.
Не вернулся отец
Не вернулся отец с войны
По весне в сорок пятом,
За свободу своей страны
Жизнь отдал он солдатом.
Стала пухом ему земля
Навсегда в Краснополье,
Здесь в войну стонали поля
От немыслимой боли.
Вся в воронках, в ранах земля,
Была красной от крови,
Здесь теперь стоят тополя
У могил, в изголовье.
Полевые цветы весной
Нежность дарят солдатам,
Мир они заслонили собой
От фашистов проклятых.
Души их не на небесах –
На полях битв кровавых,
Подвиг их будет жить в веках,
Не померкнет их Слава.
Придя домой, спросите:
— Где были?
— Кто лежит в братской могиле?
— Какую лепту внесли солдаты в сохранение мира на земле?
Предложите поделиться впечатлениями с другими членами семьи. Помогите ребенку осмыслить цель маршрута.
Перешлите фото, сделанное у братской могилы, друзьям.
Проведите вечер воспоминаний на тему «Герои войны в нашей семье».
Сходите в Государственное учреждение культуры «Краснопольский районный историко-этнографический музей», посетите зал Боевой Славы.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о героях боевой славы.
Задачи:
— расширить представления ребёнка о воинах-защитниках;
— развивать желание знать историю своей страны, посёлка;
— воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
Тип экскурсии (маршрута): пешеходная
Описание маршрута:
Улица Советская. Аллея Славы.
Ход экскурсии:
По дороге к месту назначения спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.
Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в годы Великой Отечественной войны.
Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
Спросите у ребенка: «Что такое памятники? Для чего их возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны.
Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).
Спросите у ребенка: «А в нашем городском посёлке есть памятники воинам Великой Отечественной войны?» (памятник воинской славы времён Великой Отечественной войны – Курган Славы, аллея Славы, памятник воинской славы «Солдат», братская могила в городском сквере).
Остановочная точка. Расскажите ребёнку, что Аллея Славы посвящена уроженцам региона, прославившим свою землю. Здесь увековечены имена Героев Советского Союза и Социалистического Труда, рядом находится памятник воинам-афганцам, а недавно появился и новый объект – боевая десантная машина (БМД-1).
Обратите внимание ребенка на внешний вид машины, попросите назвать её основные части и их назначение.
Расскажите ребёнку, что эта боевая машина появилась на Аллее Славы в день 70-летия освобождения Краснопольщины от немецких захватчиков. Эта модель бронетехники до сих пор используется в армиях разных стран мира.
Далее маршрут проходит по аккуратным, выложенным плиткой, дорожкам мимо мемориальных монументов.
Обратите внимание ребёнка на гранитные плиты с высеченными именами Героев Советского Союза, которые родились на Краснопольщине, воевали и не вернулись с войны:
Антонов Михаил Моисеевич (11.03.1923 – 04.08.1943). Старший лейтенант, командир танковой роты. Совершил подвиг при освобождении г. Орел. Родился в г.п. Краснополье.
Банкузов Анатолий Иванович (15.01.1921 – 21.05.1980). Генерал-майор. В годы войны – подполковник, командир полка. Удостоен звания Героя Советского Союза за проявленное мужество и героизм при взятии крепости Пилау (Польша). Родился в д. Мхиничи.
Ваксман Исаак Федорович (25.07.1922 – 19.12.1943). Старший лейтенант, командир батареи. Отличился при форсировании р. Днепр в районе г. Запорожье. Родился г.п. Краснополье.
Воропаев Иван Кириллович (07.04.1905 – 10.11.1959). Генерал-майор. В годы войны – командир артиллерийского полка. Отличился при форсировании р. Висла. Родился в д. Трубильня.
Тюльга Алексей Николаевич (12.05.1922 – 18.11.1953). Лейтенант, разведчик. Отличился при освобождении Польши. Родился в д. Клясино.
Фурсов Василий Егорович (10.03.1920 – 17.11.1943). Старшина роты. Проявил мужество и героизм в боях за город Керчь. Родился в д. Малые Хутора.
Шеменков Афанасий Дмитриевич (10.02.1896 – 08.03.1972). Генерал-лейтенант, командир корпуса. Удостоен звания Героя Советского Союза за освобождение г. Познань (Польша). Родился в д. Ленино.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время Великой Отечественной войны людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
Призовите ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.
Расскажите ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел ли бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место или снова вернуться на Аллею Славы.
Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.