Маршрут выходного дня

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Памятник воинской славы «Солдат» (старший дошкольный возраст)

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и гордости за свой народ

Задачи:

— познакомить с памятником воинской славы «Солдат»;

 — воспитывать бережное отношение к историческим памятникам;

— воспитывать чувство гордости за подвиг людей в годы Великой Отечественной войны.

Тип экскурсии (маршрута): пешеходная

Описание маршрута:

Улица Советская. Дом культуры. Памятник воинской славы «Солдат»

Ход экскурсии:

Выходя из дома, напомните ребенку о правилах безопасности жизнедеятельности на дороге, правилах поведения у памятника.

Предложите послушать четверостишие:

Стоит у края, у дороги,

С венком в руке солдат-герой,

Чтобы не знали мы тревоги

И помнили всегда с тобой.

Спросите у ребенка, где видели такого солдата? Расскажите, куда пойдете сегодня.

Идя, расскажите, сто несколько лет назад, летом, 22 июня 1941 года наш народ постигло большое горе – началась Великая Отечественная война, фашистская Германия напала на нашу страну. Все люди встали на защиту своей Родины. Многие не вернулись с той войны – отдали жизнь во имя жизни других людей. Благодаря им, мы сегодня живём под мирным небом.

Остановочная точка. Памятник воинской славы «Солдат».

Обратите внимание ребенка на памятник, рассмотрите скульптуру солдата, постамент к памятнику.

Прочтите стихотворение:

Он склонился низко-низко

У подножья обелиска

И венок расцвёл над ним

Жарким пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас свою отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память вечную о них

Обратите внимание, что на мраморной плите высечены имена наших земляков, которые отдали жизнь за наше светлое будущее.

Ребенку можно задать вопросы:

— Что такое памятник?

— Кому ставят памятники?

— Как чтят память о погибших воинах? (Возлагают цветы, венки, чтят минутой молчания)

Предложите ребенку возложить цветы, которые вы принесли с собой.

Закончите экскурсию строчками стихотворения:

Спасибо героям,

Спасибо солдатам,

Что мир подарили

Тогда, в сорок пятом.

Предложите ребенку сделать фото на память возле памятника.

Придя домой, нарисуйте этот памятник. Составьте рассказ на тему «Солдат, не пришедший с войны». Расскажите другим членам семьи о том, где были.

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Братская могила» (старший дошкольный возраст)

 Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о героях Великой Отечественной войны, защищавших Родину от фашизма.

Задачи:

 — расширить представления у детей старшего дошкольного возраста об историческом прошлом г.п. Краснополье, о значении охраны памятников для подрастающего поколения;

 — воспитывать чувство гордости и уважения к солдатам, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны.

Тип экскурсии (маршрута): пешеходная

Описание маршрута:

Улица Советская. Городской сквер. Братская могила.

 

 

 

 

Ход экскурсии:

По дороге спросите у ребенка:

— Что он знает о войне?

— Как люди сохранили память о Великой Отечественной войне? (Героям Великой Отечественной войны посвящено множество стихотворений, песен, сняты фильмы, созданы музеи).

— Что такое памятник? (Расскажите, что памятник от слов «память», «помнить». Их возводят в честь героев войны).

— Для чего воздвигали памятники?

— Что такое война?

— Нужна ли она на земле?

— Почему нужен мир?

— Как называется день, когда мы празднуем победу над фашистской Германией?

— Как мы отмечаем День Победы?

Остановочная точка. Спросите у ребенка, что такое братская могила?

Обратите внимание на монумент «Братская могила». (Над могилой возвышается стела со звездой, на мраморной плите золотыми буквами высечены имена героев, павших в боях за Родину).

Прочтите стихотворение:

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты,

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

                                                                        В.Высоцкий

Уточните, кто похоронен в братской могиле?

Обратите внимание на цветы и венки, возложенные у подножия. (Люди разных возрастов и национальностей идут к братской могиле, чтобы почтить память солдат, отдавших жизнь за мир на земле, возлагают цветы и венки в знак благодарности).

Предложите ребенку тоже возложить цветы, которые принесли с собой, тихо постойте, почтив память погибших воинов.

Расскажите ребенку, что в этой братской могиле среди других солдат лежит Артамонов Иван Владимирович, гвардии майор, погибший при освобождении Краснополья от фашизма в 1943 году.

И сын Артамонова И.В. – Артамонов Валерий Иванович, который живет в городе Светлогорске, посетив могилу отца, посвятил стихотворение отцу, Краснополью, суровым годам войны.

Не вернулся отец

Не вернулся отец с войны

По весне в сорок пятом,

За свободу своей страны

Жизнь отдал он солдатом.

Стала пухом ему земля

Навсегда в Краснополье,

Здесь в войну стонали поля

От немыслимой боли.

Вся в воронках, в ранах земля,

Была красной от крови,

Здесь теперь стоят тополя

У могил, в изголовье.

Полевые цветы весной

Нежность дарят солдатам,

Мир они заслонили собой

От фашистов проклятых.

Души их не на небесах –

На полях битв кровавых,

Подвиг их будет жить в веках,

Не померкнет их Слава.

Придя домой, спросите:

— Где были?

— Кто лежит в братской могиле?

— Какую лепту внесли солдаты в сохранение мира на земле?

Предложите поделиться впечатлениями с другими членами семьи. Помогите ребенку осмыслить цель маршрута.

Перешлите фото, сделанное у братской могилы, друзьям.

Проведите вечер воспоминаний на тему «Герои войны в нашей семье».

Сходите в Государственное учреждение культуры «Краснопольский районный историко-этнографический музей», посетите зал Боевой Славы.

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Аллея Славы» (старший дошкольный возраст)

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о героях боевой славы.

Задачи:

 — расширить представления ребёнка о воинах-защитниках;

 — развивать желание знать историю своей страны, посёлка;

 — воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.

Тип экскурсии (маршрута): пешеходная

Описание маршрута:

Улица Советская. Аллея Славы.

 

Ход экскурсии:

По дороге к месту назначения спросите у ребёнка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года – одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки-матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать – защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в годы Великой Отечественной войны.

Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

Спросите у ребенка: «Что такое памятники? Для чего их возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны.

Памятник – это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городском посёлке есть памятники воинам Великой Отечественной войны?» (памятник воинской славы времён Великой Отечественной войны – Курган Славы, аллея Славы, памятник воинской славы «Солдат», братская могила в городском сквере).

Остановочная точка. Расскажите ребёнку, что Аллея Славы посвящена уроженцам региона, прославившим свою землю. Здесь увековечены имена Героев Советского Союза и Социалистического Труда, рядом находится памятник воинам-афганцам, а недавно появился и новый объект – боевая десантная машина (БМД-1).

Обратите внимание ребенка на внешний вид машины, попросите назвать её основные части и их назначение.

Расскажите ребёнку, что эта боевая машина появилась на Аллее Славы в день 70-летия освобождения Краснопольщины от немецких захватчиков. Эта модель бронетехники до сих пор используется в армиях разных стран мира.

Далее маршрут проходит по аккуратным, выложенным плиткой, дорожкам мимо мемориальных монументов.

Обратите внимание ребёнка на гранитные плиты с высеченными именами Героев Советского Союза, которые родились на Краснопольщине, воевали и не вернулись с войны:

Антонов Михаил Моисеевич (11.03.1923 – 04.08.1943). Старший лейтенант, командир танковой роты. Совершил подвиг при освобождении г. Орел. Родился в г.п. Краснополье.

Банкузов Анатолий Иванович (15.01.1921 – 21.05.1980). Генерал-майор. В годы войны – подполковник, командир полка. Удостоен звания Героя Советского Союза за проявленное мужество и героизм при взятии крепости Пилау (Польша). Родился в д. Мхиничи.

Ваксман Исаак Федорович (25.07.1922 – 19.12.1943). Старший лейтенант, командир батареи. Отличился при форсировании р. Днепр в районе г. Запорожье. Родился г.п. Краснополье.

Воропаев Иван Кириллович (07.04.1905 – 10.11.1959). Генерал-майор. В годы войны – командир артиллерийского полка. Отличился при форсировании р. Висла. Родился в д. Трубильня.

Тюльга Алексей Николаевич (12.05.1922 – 18.11.1953). Лейтенант, разведчик. Отличился при освобождении Польши. Родился в д. Клясино.

Фурсов Василий Егорович (10.03.1920 – 17.11.1943). Старшина роты. Проявил мужество и героизм в боях за город Керчь. Родился в д. Малые Хутора.

Шеменков Афанасий Дмитриевич (10.02.1896 – 08.03.1972). Генерал-лейтенант, командир корпуса. Удостоен звания Героя Советского Союза за освобождение г. Познань (Польша). Родился в д. Ленино.

Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время Великой Отечественной войны людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как нужно себя вести в это время? (минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

Призовите ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

Расскажите ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел ли бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место или снова вернуться на Аллею Славы.

Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.