Памятка для родителей по профилактике жестокого обращения с детьми

1. Создайте дома среду, характеризующуюся теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.

2. Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.

3. Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.

4. Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.

5. Не используйте экономическое насилие к членам семьи.

6. Старайтесь никогда не применять физическое насилие к кому бы то ни было.

7. Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.

8. Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.

9. Читайте детям настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Обсуждайте прочитанное и увиденное вместе с детьми.

10. Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой».

 В.А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям.

Консультация «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ»

Воспитание ребёнка – главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание – очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых, к сожалению, не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях, где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто, и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое наносит вред ребенку.

Дети, с которыми плохо обращаются, могут страдать во многих отношениях. Маленькие дети подвергаются особому риску. Они не могут расти должным образом, и часто испытывают трудности в  общении со сверстниками. Как правило, у таких детей занижена самооценка, они плохого мнения о себе и об окружающих. Часто бывают тревожны и агрессивны.

Виды жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение с детьми означает причинение ребенку физических или моральных страданий. Оно может включать в себя физическое, эмоциональное или сексуальное насилие. Пренебрежение означает не давать или не делать того, в чем нуждается ребенок.

Физическое насилие над ребенком заметить проще всего. Оно включает в себя нанесение побоев, избиение, причинение любых физических страданий. Как правило, на теле ребенка можно увидеть следы побоев, синяки, кровоподтеки и порезы, переломы и другие следы на теле ребенка, которым так же могут сопутствовать внутренние повреждения органов и тканей.

Эмоциональное насилие проявляется в совершении взрослыми таких поступков, которые заставляют ребенка чувствовать себя ненужным, нелюбимым, в опасности. Такое поведение взрослых может варьироваться от криков и угроз до игнорирования ребенка и лишения его любви и заботы. Подобные действия не оставляют следов на теле ребенка, но могут быть не менее опасными для состояния ребенка.

К психической форме насилия относятся:

— открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

— угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

— замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

— преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

— ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Сексуальное насилие представляет собой любой сексуальный контакт между взрослым и ребенком или между детьми старшего и младшего возраста. Показ ребенку порнографии также является одним из видов сексуального насилия.

 Пренебрежением – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

 Проблема детской безнадзорности стоит так же остро как насилие и является даже более распространенным явлением.

. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

— отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;

— отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Что делать, если вы боитесь, кто-то может нанести вред вашему ребенку?

Если вы думаете, что ваш ребенок находится в опасности, звоните 102, поместите ребенка в безопасное место и оставайтесь радом с ним. Чтобы получить помощь  в вашем районе, позвоните в социальную службу по месту жительства, доверенному работнику здравоохранения, организации по работе с детьми или в милицию.

Если вас беспокоит поведение постороннего человека, вы заметили, что за вашим ребенком кто-то наблюдает или следит, постарайтесь поговорить с ним и выяснить, с чем связано его поведение. Если ситуация становится более серьезной продумайте план действий и в следующий раз действуйте в соответствии с ним.

Как можно предотвратить насилие над детьми и пренебрежение?

Чтобы защитить своего ребенка от жестокого обращения:

Прислушивайтесь к своему ребенку.

Пусть ребенок знает, что он может с уверенностью говорить с вами о чем угодно.

Познакомьтесь с друзьями своего ребенка и членами их семей.

Научите ребенка правильно называть интимные части тела, объясните разницу между «хорошим» и «плохим» контактом.

Попросите членов семьи или друзей помочь вам, если вы не справляетесь или устали. Изучите методы борьбы со стрессом.

Найдите информацию в интернете о здоровом образе жизни, помощи детям.

Обратитесь за помощью в психологические службы или по телефону доверия, если вы подвергаетесь насилию.

 

Многие родители, которые применяют, насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

— физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

— дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

— когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

— жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие порождает насилие! Ребенок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми. Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт, не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Кратко объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь, пока проступок повторится.

Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят, и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

Также в заключении хочется привести разработанные психологами

4 заповеди мудрого родителя:

  1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает, и никогда не ругайте за то, что умеют другие.
  2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.
  3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…»
  4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

Помните, что ребёнок это зеркальное отражение своих родителей и того воспитания, какое они ему дали и если вдруг это отражение вас не устраивает, то не стоит пенять на зеркало.

Консультация «Жестокое обращение с детьми и соблюдение прав ребёнка на защиту от всех форм насилия»

«…Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения и должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации».

Выдержка из Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (20 ноября 1959 года).

Для современного состояния нашей страны, когда экономические преобразования направлены на решение экономических проблем, особенно актуальным становится вопрос о молодом поколении, его физическом, умственном, духовном, нравственном и социальном положении и развитии.

Первоочередной проблемой, с которой приходится сталкиваться современному обществу, является жестокое обращение с детьми, которое превратилось чуть ли не в обычное явление.

Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их физическому и нравственному здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия.

Жестокое обращение с детьми формирует людей малообразованных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями, а самое опасное социальное последствие насилия по отношению к детям – дальнейшее воспроизводство самой жестокости, поскольку жертвы в будущем тоже могут стать насильниками.

Необходимость защиты ребенка от всех форм жестокого обращения, от пренебрежения его интересами, от эксплуатации становится требованием времени и определенных знаний в выявлении различных форм насилия и связанных с ними последствий.

Жестокое обращение с детьми – действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.

Виды жестокого обращения с детьми:

  1. Физическое.
  2. Сексуальное (развращение).
  3. Психическое (эмоциональное).
  4. Моральная жестокость (пренебрежение основными потребностями ребенка).

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком.

Знаниями в этой области должны владеть родители, педагоги, психологи, медики, работники образования, чтобы своевременно обратить внимание на ребенка, на его проблему, оказать ему необходимую помощь и предотвратить последствия насилия.

  1. Физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения.

Влияние физического насилия на ребенка.

Поведенческие и психологические индикаторы:

— задержка развития, малоподвижность;

— дети могут становиться агрессивными, тревожными;

— могут быть необычайно стеснительными, нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

— страх физического контакта, боязнь идти домой;

— тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Возраст до 3 лет:

  • малоподвижность, безразличие к окружающему миру;
  • боязнь физического контакта с взрослыми;
  • реакция испуга на плач других детей;
  • редкая улыбка и проявления радости;
  • плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль

Возраст от 3 до 6 лет:

  • отсутствие сопротивления, примирение со случившимся;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • лживость, воровство;
  • копирование поведения взрослых;
  • жестокое отношение к животным;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике.

Признаки физического насилия над ребенком.

раны и синяки:

— разные по времени возникновения;

— в разных частях тела (например, на спине и груди одновременно);

— непонятного происхождения;

— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

ожоги:

топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами. Ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

укусы:

следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, отпечатки верхних и нижних резцов, типично наличие кровоподтеков;

«синдром тряски»:

возникает, когда взрослый, схватив ребенка за плечи, сильно трясет его назад и вперед, при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга; у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота, потеря сознания, одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах, груди, имеющие отпечатки пальцев.

 

  1. Моральная жестокость – (отсутствие заботы о детях) – отсутствие соответствующих возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, медицинской помощи; отсутствия заботы и присмотра за ребёнком; отсутствия внимания и любви к ребёнку.

Влияние моральной жестокости на ребенка.

Поведенческие и физические индикаторы проявления моральной жестокости:

— не растет, не набирает подходящего веса или теряет вес;

— ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена кожи, запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия);

— не ходит в детский сад, школу, прогуливает уроки, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

— устает, апатичен, сонный вид, опухшие веки, имеет отклонения в поведении.

а так же:

-неумение играть;

— постоянный поиск внимания или участия;

— поведение в «псевдо взрослой манере»,

— агрессивность или замкнутость,

— неразборчивое дружелюбие или не желание общаться;

— жестокость к животным;

— раскачивание на стульях,

— сосание пальцев.

  1. Психологическое (эмоциональное насилие) – как «единократное или хроническое воздействие на ребёнка или его отвержение».

Признаки психологической (эмоциональной) жестокости со стороны взрослого:

— обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

— принижение его успехов, унижение его достоинства;

— отвержение ребенка;

— длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;

— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка;

— лишение ребёнка социальных контактов (принуждение к одиночеству);

— предъявление к ребёнку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям;

— негативная характеристика ребенка;

— постоянное сверхкритичное отношение к нему;

— оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

— нежелание утешить, пожалеть ребенка, который действительно в этом нуждается;

— отождествление с ненавистным или нелюбимым родственником;

— перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

— открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Признаки психологической (эмоциональной жестокости) у ребёнка:

— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);

— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

— уступчивость, податливость;

— ночные кошмары, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;

— нарушение сна, отсутствие аппетита;

— длительно сохраняющееся подавленное состояние;

— беспокойство, тревожность, агрессивность;

— склонность к уединению;

— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;

— низкая самооценка;

— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;

— угрозы или попытка самоубийства.

  1. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Обеспечение безопасности ребенка во многом связано с предостережением его от необдуманных контактов с посторонними людьми, но этого все-таки может оказаться недостаточно, чтобы избежать сексуального насилия: в 85% случаев сексуальное насилие совершает не посторонний, а человек, которого ребенок знает, зависит от него, доверяет ему или даже любит.

Влияние сексуального насилия на ребёнка.

Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие в дошкольном возрасте:

— ночные страхи, кошмары;

— несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

— несвойственные возрасту знания о сексуальной жизни;

— беспричинные нервно-психические расстройства.

— может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

— может жаловаться на физическое нездоровье.

 

Права детей соблюдаются не тогда, когда им позволяется всё, а, напротив, когда мы уберегаем их от вседозволенности, от экспериментов над собой, бережно взращивая в их душах понятия добра, любви, веры, ответственности, патриотизма, трудолюбия, терпения, благородства.

Чтобы защитить ребенка от жестокого обращения, от его последствий, обеспечить ему счастливое детство и право на жизненное пространство, которое формирует в нем физическое здоровье, обеспечивает уровень образования, воспитывает моральные качества и нравственные принципы, т. е готовит его к созданию семьи и воспитанию собственных детей, необходимо оградить его от возможного или вероятного негативного воздействия и, если возникнет такая необходимость, защитить его.

Консультация «Защитим детей от жестокого обращения»

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе.

Защита детей от жестокого обращения начинается на очень высоком уровне. Конвенция о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей, которые «подвергаются пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам общения или наказания».

Международные правовые акты не дают конкретного определения жестокого обращения с ребенком. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В нашей стране жестоким обращением с детьми считается действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы (пренебрежение основными потребностями ребенка).

  1. Физическое насилие – действия  со стороны родителей илидругих взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения. Какое же влияние оказывает физическое воздействие на ребёнка?

Поведенческие и психологические индикаторы:

— задержка развития, малоподвижность;

— дети могут становиться агрессивными, тревожными;

— могут быть необычайно  стеснительными,   нелюбопытными, избегать сверстников, бояться взрослых и играть только с маленькими детьми, а не с ровесниками;

—  страх физического контакта, боязнь идти домой;

— тревога, когда плачут другие дети, тики, сосание пальцев, раскачивание.

Признаки физического насилия над ребенком:

Раны и синяки:

—  разные по времени возникновения;

— в разных частях тела (например, на спине и  груди одновременно);

— непонятного происхождения;

— имеют особую форму предмета (например, форму пряжки ремня, ладони, прута);

Ожоги:

— топография ожогов различна, но чаще они расположены на стопах, кистях рук, груди, голове. Как правило, это контактные ожоги горячими металлическими предметами и сигаретами, ожоги от прижигания сигаретами имеют резко очерченные округлые контуры, после заживления остаются слабая пигментация и слегка втянутый центр;

Укусы:

— следы от человеческого укуса характеризуются ранами, расположенными по контуру зубной арки, имеют эллипсовидную форму; типично наличие кровоподтеков;

«Синдром тряски ребенка»:

— возникает,  когда взрослый,  схватив ребенка за плечи,  сильно трясет его взад и вперед; при этом сила воздействия на кровеносные сосуды мозга такова, что могут произойти кровоизлияние в мозг или ушиб мозга;

— у ребенка наблюдаются кровоизлияния в глаза, тошнота, рвота,  потеря сознания; одновременно выявляются сопутствующие признаки физического насилия – синяки на плечах и груди, имеющие отпечатки
пальцев.

  1. Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) – невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Влияние на ребенка:

— не растет, не набирает необходимого веса или теряет вес;

— ребенок брошен, находится без присмотра, не имеет подходящей одежды, жилища;

— нет прививок, нуждается в услугах зубного врача, плохая гигиена  кожи, запущенное состояние (педикулез, дистрофия);

— не ходит в школу, детский сад, прогуливает школу, приходит на занятия слишком рано и уходит из школы слишком поздно;

-устает, апатичен, имеет отклонения в поведении.

  1. Психическое насилие(эмоционально дурное обращение с детьми):

— обвинения в адрес ребенка (брань, крики);

—  принижение его успехов, унижение его достоинства;

— отвержение ребенка;

— длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы со стороны родителей;

— принуждение к одиночеству;

— совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;

— причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.

Влияние на ребенка:

— задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста;

— импульсивность, взрывчатость, вредные привычки (сосание пальцев, вырывание волос), злость;

— уступчивость, податливость;

— ночные кошмары, нарушение сна, страхи темноты, боязнь людей, их гнева;

— депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность.

  1. Сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Влияние на ребенка:

— может жаловаться на зуд, воспаление, боль в области гениталий;

— может жаловаться на физическое нездоровье;

— ребенок может заболеть болезнями, передающимися половым путем;

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное общение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с ним.

Однако существуют явные признаки, которые требуют немедленного информирования правоохранительных органов:

— следы побоев, истязаний, другого физического воздействия;

— следы сексуального насилия;

— запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);

— отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены; отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними;

— систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна.

Родителям о наказании

* Шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас.

* Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете им дурной пример.

* Телесные наказания требуют от родителей меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.

* Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.

* Наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь. Он чувствует себя отверженным и начинает ревновать к брату или сестре, а порой и к родителям.

* У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям. И едва в нем объединятся два чувства: любовь и ненависть, как сразу возникает конфликт.

* Если Вы шлепаете ребенка под горячую руку, это означает, что Вы хуже владеете собой, нежели требуете от ребенка.

* Частые наказания побуждают ребенка привлекать внимание родителей любыми средствами.

Чем заменить наказание?

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясняйте ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратки.

Неторопливостью. Не спешите наказывать сына или дочь – подождите, пока проступок повторится.

Наградами. Они более эффективны, чем наказание.